Информация о стране

  • Общие рекомендации

    Перед отъездом за рубеж следует, прежде всего, проверить, все ли необходимые документы подготовлены надлежащим образом.

    Паспорт. Тщательно сверьте правильность записи всех основных сведений (Ф.И.О., дата рождения, пол, срок действия паспорта), особенно если паспорт новый. Если в общегражданский заграничный паспорт (ОЗП) вписаны дети, необходимо проверить верность указанных о них сведений и наличие фотографий для детей. Обращаем внимание, что вклеивание в паспорт фотографий всех детей, вписанных в него, вне зависимости от возраста ребенка обязательно. Необходимыми реквизитами являются также печать органа, в котором выполнено соответствующее вписании и подпись должностного лица, ответственного за эту печать. Паспорт не должен иметь повреждений, пятен и посторонних записей. Находясь за границей, паспорт держите при себе, не отдавайте его никому на хранение или в качестве залога. Медицинская страховка. При получении страхового полиса уточните, какие медуслуги по нему Вам обязаны предоставить в стране пребывания и как они оплачиваются. Небрежное отношение к оформлению медицинской страховки может обернуться крупными расходами в случае болезни, несчастного случая или транспортировки умерших. Рекомендуется сделать ксерокопии билетов; страниц паспорта (как заграничного, так и внутреннего) с биографическими данными, штампом о регистрационном учете; водительского удостоверения (если имеется); кредитных карт; турваучера; приглашений. Обязательно возьмите с собой запасные фотографии на паспорт, в том числе на детей. Они пригодятся в случае утери ОЗП, а также в иных ситуациях, которые могут возникнуть в стране пребывания. Хранить копии следует отдельно от оригиналов. При заключении договора с турфирмой рекомендуется выяснить у ее сотрудников все нюансы пребывания в стране пребывания. При заключении договора с турфирмой рекомендуется выяснить у ее сотрудников все нюансы пребывания в стране пребывания.

    Запишите телефоны и адрес представительства турагентства в Марокко.

    Оно обязано оказывать Вам содействие во время отдыха, особенно в том, что касается вопросов размещения, условий пребывания, уровня услуг и питания. В функции консульской службы данные вопросы не входят. Советуем, по возможности, изучить информацию о Марокко: политическую обстановку, климатические условия, законы и обычаи, особенности поведения в общественных и иных местах. Все эти сведения можно почерпнуть в Интернете, в т.ч. на данном сайте. Следует иметь в виду, что Марокко - преимущественно мусульманская страна, и это накладывает определенные ограничения на нормы поведения в обществе. Так, строгая одежда позволит женщинам избежать повышенного внимания местного населения. Если Вы оказались в Марокко во время Рамадана (месяц поста), в светлое время суток воздерживайтесь от приема пищи и курения в общественных местах.

    В целях предотвращения нежелательных инцидентов рекомендуется: проявлять дружелюбие к местному населению, считаться с его образом жизни; быть терпеливым, не грубить, не повышать голоса, не унижать достоинства местного населения; уважать местные обычаи и традиции, не проявлять высокомерия и пренебрежения к местной культуре, не допускать оскорбительных высказываний по отношению к монархии и особенно в адрес короля; не появляться в общественных местах или на улице в нетрезвом виде, равно как употреблять алкогольные напитки в местах, не отведенных для этих целей.

    В целях профилактики инфекционных заболеваний рекомендуется.

    Mыть фрукты и овощи мылом-антисептиком;
    покупать воду, молоко и соки в фабричной упаковке;
    воздержаться от употребления в общественных местах некипяченой воды, свежевыжатых соков, неочищенных фруктов, овощных и фруктовых салатов, кондитерских изделий с фруктовой начинкой, мороженого, пищевого льда.В случае проблем со здоровьем рекомендуется посоветоваться с лечащим врачом о целесообразности поездки. Если Вы принимаете лекарства, возьмите их с собой в необходимом количестве. Сообщите родственникам, друзьям о своей поездке, о месте пребывания, оставьте номера контактных телефонов.

    Рекомендуется иметь при себе телефон Посольства России в Рабате (+212)537 75 35 09, (+212) 537 75 36 09 и Генерального консульства в Касабланке (+ 212) 522 25 57 08, (+212) 522 25 18 73.

    В аэропорту

    При возникновении проблем рекомендуется обращаться к представителю турфирмы или к сотруднику аэропорта. Авиабилет, паспорт, деньги и иные ценные вещи лучше всегда иметь при себе. Храните талоны на сданный багаж, которые обязательно потребуются в случае его утери. Следует иметь в виду, что в связи с ужесточением требований по безопасности на авиатранспорте в ручной клади не разрешается провозить колющие или режущие предметы, а также детские игрушки или другие предметы, похожие по форме на оружие.

    В гостинице

    По прибытии в гостиницу особое внимание следует уделить внутренним правилам проживания и правилам пожарной безопасности. Изучите расположения входов-выходов, лифтов, лестниц. Документы, деньги и ценные вещи в номере гостиницы оставлять не рекомендуется, надежнее хранить их в сейфе. Целесообразно взять с собой визитную карточку гостиницы и выяснить, как можно связаться с компетентными органами в случае возникновения непредвиденных ситуаций.

    На улице

    Рекомендуется выходить на прогулку вдвоем или группой, выбирая при этом освещенные и достаточно людные места, иметь с собой карту города. Оказавшись на затемненном участке, следует держаться подальше от проходов, подъездов, закрытых кустарником мест. Не стоит надолго задерживаться у магазинных витрин и вести беседы с явно нездоровыми людьми, бродягами, нищими. Ожидать автобус или такси следует на освещенных остановках. Если кто-то поблизости начинает вести себя вызывающе либо совершает хулиганские действия, следует покинуть это место. Важно помнить, что предметы, напоминающие по форме оружие, сразу привлекут внимание не только террористов или хулиганов, но и полицейских или частных охранников. Чтобы не спровоцировать этих людей на решительные действия, не пользуйтесь такими предметами, особенно в общественных местах.
    Следует воздержаться от приема алкогольных, прохладительных напитков и сигарет, предлагаемых незнакомыми людьми. Они часто используются злоумышленниками при организации грабежей и сексуального насилия. Если вооруженный пистолетом или ножом грабитель требует ключи от автомобиля, бумажник или сумку, следует их отдать. Если сумку пытаются вырвать, благоразумней за нее не держаться. Если во время прогулки неожиданно подъезжает автомобиль и сидящие в нем незнакомые люди предлагают прокатиться, разумнее будет от этого отказаться, поскольку не исключено, что за таким предложением может последовать нападение. Если считаете, что Вас преследуют, то лучше перейти на другую сторону улицы и идти в обратном направлении. Если же преследование не прекратилось, рекомендуется бежать к любому ближайшему освещенному месту: магазину, автозаправке или в людное место.

    В общественных местах

    В крупных туристических центрах (особенно в городах Тетуан, Фес, Танжер, Агадир, Эс-Суэйра) принимайте меры предосторожности и следите за личными вещами. Денежные средства разложите по разным карманам. В случае кражи документов, билета, кредитной карточки нужно сделать заявление в полицию, затем в Посольство России в Рабате или Генеральное консульство в Касабланке. Сообщите сопровождающему группы (если таковой имеется) о необходимости восстановить билет, блокировать банковскую карточку. Во избежание инцидента или провокации в торговых центрах следует внимательно относиться к происходящему вокруг. Выбранный товар до оплаты следует держать в предназначенной для покупок корзине или тележке. Товарные чеки рекомендуется сохранять вплоть до прибытия к месту проживания. В случае предъявления обвинения в попытке вынести неоплаченный товар, необходимо связаться с Посольством России в Рабате или Генеральным консульством в Касабланке и сообщить о случившемся. До прибытия официального российского представителя не следует подписывать какие-либо протоколы и пытаться самостоятельно урегулировать инцидент.

    Поездки на автотранспорте

    Большинство несчастных случаев и происшествий с гражданами, выезжающими за рубеж, связаны с использованием автотранспорта. Поэтому необходимо проявлять повышенное внимание как в случае управления автомобилем, так и при выборе транспорта, предоставляемого для перевозки туристов. При поездке на автомобиле не забывайте брать карту местности. Запомните номер вашего автомобиля. Двери блокируйте, а окна, если это необходимо, открывайте лишь частично. Выходя из автомашины даже на короткое время, запирайте ее. На многорядных шоссе лучше держаться ближе к центру дороги – это затруднит попытки прижать машину к обочине. Не стоит слишком приближаться к другим машинам. Старайтесь не выезжать за город в одиночку - поездка в группе значительно повышает Вашу безопасность. На большие расстояния лучше ездить в колонне. Не рекомендуется подвозить незнакомых людей, особенно в непосредственной близости от таможенных и контрольно-пропускных пунктов на границе. Если Вы взяли автомобиль напрокат, тщательно проверьте оформление всех документов, особенно страховки, чтобы в случае аварии не понести крупных расходов по возмещению ущерба и не подвергаться судебному разбирательству.

    Как вести себя в непредвиденных ситуациях

    Если в отношении Вас совершена кража или нападение, прежде всего нужно сообщить о случившемся в правоохранительные органы для возможного раскрытия преступления по горячим следам и проведения расследования. Необходимо составить протокол (данный документ обязателен для предъявления в консульское учреждение России в случае кражи паспорта и иных документов), в случае кражи - с указанием списка пропавших вещей и их примерной стоимости. Рекомендуется сообщить о случившемся сопровождающему группы, если таковой имеется, или представителю туркомпании. При дорожно-транспортном происшествии необходимо дождаться полицию. Обращаем внимание, что в соответствии с требованиями местного законодательства в случае ДТП, не повлекшего значительного материального ущерба, не ставшего причиной нанесения вреда здоровью или смерти кого-либо из участников и произошедшего не более чем с двумя автотранспортными средствами, для разрешения вопроса по страховым выплатам на месте без вызова полиции может составляться уведомление (т.н. конста амиабль). В иных случаях рекомендуется настаивать на составлении протокола на месте происшествия. Иногда для определения причины аварии и степени вины каждой стороны требуется проведение дополнительного расследования. В случае возникновения непредвиденных ситуаций, связанных с угрозами или нападением со стороны других лиц, дорожно-транспортными происшествиям, с задержанием местными правоохранительными органами, следует незамедлительно сообщить об этом в Посольство России в Рабате или Генеральное консульство в Касабланке. Вы вправе требовать от правоохранительных органов предоставить возможность связаться с Посольством или Генконсульством, или направить в их адрес письменное уведомление об инциденте. При этом следует с пониманием отнестись к тому, что Посольство России в Марокко находится в Рабате, а Генеральное консульство в Касабланке, т.е. на значительном расстоянии от основных туристических зон, и не всегда может обеспечить немедленное прибытие консульского работника. При задержании или аресте не следует оказывать сопротивления, так как это может усугубить положение и спровоцировать сотрудников спецслужб или полиции на применение физической силы или даже оружия. Не рекомендуется объясняться с представителями местных правоохранительных органов, а также подписывать какие-либо протоколы и иные документы на иностранном языке в отсутствие юриста или адвоката, так как такие показания могут быть положены в основу обвинения в совершении преступления. Механизм оказания консульской и правовой помощи начинает действовать с момента получения российским дипломатическим представительством информации от компетентных властей страны пребывания о задержании того или иного гражданина. Такая процедура предусмотрена Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Конкретная помощь Посольства или Генконсульства может заключаться в оказании содействия при необходимости в переводе, установлении контактов с родственниками и друзьями задержанного, контроле за соблюдением процессуальных норм, в том числе с точки зрения соответствия их местному законодательству и международному праву, поиске адвокатов, выяснении всех обстоятельств дела. Перед отъездом на родину оставьте в Посольстве или Генконсульстве копию протокола и свои установочные данные, чтобы у консульских работников была возможность отслеживать ход расследования и информировать потерпевшего о результатах.

    При похищении или захвате в заложники

    При похищении не следует оказывать сопротивление. Рекомендуется выполнять первоначальные приказы террористов. Они могут оказаться людьми с неустойчивой психикой и повести себя непредсказуемо. Если Вы больны или чувствуете, что Вам необходима помощь, стоит попробовать попросить вызвать врача или принести нужные лекарства. Постарайтесь установить хоть какой-то контакт с террористами. По возможности, отмечайте для себя, как они выглядят, каковы их привычки, как похитители разговаривают и с кем общаются. Следует запоминать также все передвижения, включая время в движении, направление, пройденный путь, скорость, какие-либо ориентиры вдоль дороги, знаки и такие различимые звуки, как голоса, шум стройки, железной дороги, трамвая и т.д. Стремление «угодить» зачастую неправильно воспринимается террористами и затрудняет вызволение жертв. Если террористы принуждают заложника сделать письменное или устное (в аудио- либо видеозаписи) обращение к властям с изложением их требований, делать это можно только в той форме и объеме, на которых настаивают похитители. При этом следует избегать собственных заявлений и оценок, поскольку это может усугубить положение захваченного. При проведении специальной операции по освобождению заложника рекомендуется:
    лечь на пол, не двигаться, пока не будут получены соответствующие указания от сотрудников спецназа;
    ни при каких условиях не пытаться помогать спецназу в своем освобождении;
    постараться избавиться от предметов, которые могут быть приняты спецназом за оружие;
    исходить из того, что спецназ будет относиться к заложнику как к возможному террористу, пока не будет установлена его личность;
    оставаться законопослушным и терпимым к действиям спецназа, даже если в ходе операции к заложнику будут применены меры физического воздействия (например, надеты наручники или связаны руки). Сразу после освобождения желательно не давать комментариев СМИ до тех пор, пока не будет проведена беседа с официальным российским представителем и от него не будут получены соответствующие рекомендации.

    При стихийном бедствии или террористической атаке

    В случае возникновения чрезвычайных ситуаций за пределами Российской Федерации помощь оказывает государство, принимая меры по защите интересов российских граждан, в том числе меры по эвакуации из страны пребывания. Если вы попали в зону чрезвычайной ситуации (террористическая атака, стихийное бедствие) по возможности незамедлительно сообщите в Посольство России в Рабате или Генконсульство в Касабланке о себе, своих близких, знакомых людях. Кроме того, рекомендуется сообщить о себе представителю турфирмы или родственникам.

    Настоящие общие рекомендации могут служить руководством к действию в непредвиденных ситуациях. Находясь за границей, необходимо проявлять элементарную бдительность, разумную осмотрительность и корректировать свое поведение в соответствии с окружающей обстановкой.

     


  • O криминогенной ситуации в Марокко (справка)

    Генеральное консульство России в Касабланке осуществляет выполнение консульских функций на территории следующих регионов Марокко: Большая Касабланка, Сус-Масса-Драа, Тадла-Азиляль, Гельмим-Эс-Семара (кроме провинции Эс-Семара), Марракеш-Тензифт-Эль-Хауз, Дуккала-Абда, Шауйя-Уардига

    Вопреки распространенному мнению об относительном благополучии Марокко с точки зрения безопасности и невысокого уровня развития преступности последние статистические данные свидетельствуют о наличии тревожных тенденций в марокканском обществе, которые вновь проявились после непродолжительного спада в 2010 году.

    Даже принимая во внимание наличие неблагоприятной динамики, общая картина распространения преступности в Марокко выглядит не столь пугающей (в 2011 году – 16 преступлений на 1 тыс.чел.; годом ранее – 10). В 2011 году зарегистрировано 500 тыс. преступлений. Характерно невысокое число убийств в пересчете на 100 тыс.чел. населения страны – 0,4 случая. При этом статистика раскрываемости показывает впечатляющие 85%.

    Эти данные неплохо смотрятся на фоне аналогичных показателей развитых европейских государств (к примеру уровень преступности во Франции составляет 69 преступлений на 1 тыс.чел.). Тем не менее негативная тенденция налицо.

    В этой связи правительство принимает меры, направленные на укрепление безопасности и борьбу с преступностью. Предлагается шире задействовать современные информационные технологии, собирать биометрические данные граждан, значительно увеличить количество новых полицейских участков, а также учредить 9 новых учебных заведений для подготовки служителей закона. Уже согласованы планы формирования в текущем году 13 новых префектур и множества комиссариатов полиции. К 2017 году ожидается увеличение численного состава полицейских сил с 50 тыс. до 82 тыс.чел.

    Все это свидетельствует о значительном беспокойстве и внимании марокканского руководства к росту криминальной угрозы. Негативная динамика становится очевиднее, при рассмотрении более широкой выборки статистических данных. За период с 2004 количество преступлений против личности выросло на 58,8% и составило в 2011 году 37,6 тыс. случаев. Количество изнасилований стагнирует на уровне 1,5 тыс. случаев в год. Вызывает озабоченность растущее количество инцидентов, связанных с нападением на инкассаторов и отделения банков (пик пришелся на 2007 год – 11 случаев). Несмотря на очевидное преимущество Королевства в части общего уровня преступности в сравнении с европейскими странами, существующие тенденции прямо противоположны – в Европе количество преступлений снижается, в Марокко – растет.

    В структуре правонарушений насильственные преступления составляют незначительную часть (около 12% в 2011 году против 8% в 2004 году). Раскрываемость в разрезе различных правонарушений отличается от общего усредненного показателя. Так, согласно последним данным раскрываемость преступлений против личности составляет 87%, против имущества – 64%. Раскрываемость экономических преступлений, нарушений общественного порядка и морали достигает 100%.

    Несмотря на активное вовлечение марокканских силовых структур во всеобъемлющую борьбу с терроризмом, в стране по-прежнему сохраняется угроза совершения террористических актов со стороны радикальных исламистов. Последний такой случай имел место в Марракеше 28 апреля 2011 года – в результате взрыва погибли 17 человек и 23 человека получили тяжелые ранения (в том числе сын депутата Государственной Думы Федерального Собрания России В.С. Селезнева). Виновные в совершении теракта были задержаны по горячим следам, осуждены и в настоящее время отбывают наказание.

    Мелкие карманные кражи и грабежи остаются одними из наиболее частых видов преступлений, которые портят туристический имидж Марокко. Их жертвами в основном становятся иностранцы и туристы, которые не всегда соблюдают элементарные меры предосторожности. В 2011 году на территории консульского округа Генерального консульства от грабителей пострадали пять российских туристов, у которых были похищены в безлюдном месте в темное время суток сумки с документами и деньгами. При этом двум россиянам были нанесены поверхностные ножевые ранения, которые не представляли угрозы жизни и здоровью.

    Аналогичные сообщения продолжают поступать и в 2012 году. Привлекает внимание возросшая дерзость налетчиков, которые теперь промышляют и в светлое время суток. За первую половину 2012 года уже зафиксировано не менее 5 попыток нападения на граждан России (в т.ч. с применением холодного оружия). Значительно участились покушения на кражу личных вещей (преступники вырывают из рук дамские сумочки, срывают с шеи цепочки и.т.д.), которые совершаются на ходу с проезжающего мимо мотоцикла.

    Генеральное консульство России в Касабланке убедительно просит российских граждан соблюдать элементарные меры предосторожности и личной безопасности. Находясь на улице, следует проявлять бдительность, избегать больших скоплений народа, а также наоборот – безлюдных улиц. Не рекомендуется выходить на улицу поодиночке и в темное время суток. В случае возникновения любых нештатных ситуаций просьба незамедлительно обращаться в полицию (тел.: 190) и сообщить об инциденте дежурному консульскому сотруднику (тел.: +212-661-28-81-77).

    ГЕНЕРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬСТВО РОССИИ В КАСАБЛАНКЕ

    Июль 2012 года


  • Санитарно-эпидемиологическая ситуация в Марокко (Информация)

    Марокко отсутствует в перечне стран, въезд в которые сопряжен с обязательной вакцинацией или другими дополнительными мерами безопасности из-за распространения опасных инфекционных заболеваний. Однако, на российском сайте www.privivka.ru со ссылкой на сайт www.mdtravelhealth.com, посвященном санитарно-эпидемиологической ситуации в разных странах, перед поездкой в Марокко рекомендовано пройти вакцинацию от гепатита А и B, брюшного тифа, столбняка и дифтерии.

    Заболеваемость СПИДом находится в Марокко на контролируемо низком уровне – клинически установлен данный диагноз всего у 5,3 тыс. человек. Половина из них проживает в основных туристических центрах: 24% - в районе г.Агадира, 21% - в районе г.Марракеша, 12% - в районе г.Касабланки. С 2007 года Министерством здравоохранения реализуется национальная стратегия борьбы со СПИДом, в рамках которой обеспечено бесплатное анонимное тестирование на вирус ВИЧ, консультирование и лечение.

    Важную роль в мониторинге состояния здоровья населения играет Марокканский институт Пастера (www.pasteur.ma), которым ведется исследовательская работа по выявлению и предотвращению вспышек вирусных заболеваний, проводится вакцинация, в том числе отъезжающих в тропические страны. Стоимость вакцинации от желтой лихорадки - 150 марок.дирхамов, стоимость вакцинации от менингита – 180 марок.дирхамов.

    В последние годы особую остроту в сфере охраны здоровья приобрела проблема ненадлежащего качества продуктов питания. Для ее комплексного решения в 2009 году при марокканском правительстве было образовано Национальное бюро санитарной безопасности продуктов питания(www.onssa.gov.ma).

    За 2011 год Бюро было возбуждено и направлено в судебные инстанции более 2,7 тыс. дел по фактам нарушений в подконтрольной сфере.

    Несмотря на принимаемые на государственном и муниципальном уровнях меры по санитарному контролю за местами общественного питания, рынками и супермаркетами, в местных СМИ регулярно в острой форме поднимается проблема пищевых отравлений из-за игнорирования санитарных норм.

    По данным марокканского Центра противоядий и контроля за оборотом лекарственных препаратов, ведущего также сбор и анализ актуальной информации, касающейся пищевых отравлений, более 80% пострадавших от употребления некачественных продуктов – городские жители. При этом на интоксикацию в общественных местах приходится около 20%, на рабочем месте – 3%, а 77% - в домашних условиях. По категориям продуктов, послуживших причиной кишечных недомоганий, лидируют молочные продукты – 26,4%, далее идут рыбные – 20,3%, мясные -18,2%, остальные – 35,1%. Около половины всех отравлений связаны с нарушением температурного режима хранения.

    Центром обслуживается горячая телефонная линия для оперативного сообщения о всех случаях пищевой интоксикации для принятия экстренных мер по предупреждению массовых отравлений (0801 000 180).

    Особую осторожность необходимо проявлять туристам при употреблении «мытых» фруктов и овощей, а также льда для напитков, так как вода для этих целей часто используется не питьевая. Кроме того рекомендуется воздерживаться от приема пищи в случае сомнений в ее качестве, особенно во время экскурсий по народным кварталам.


  • Инвестиционный климат в Марокко: потенциальные перспективы для российского бизнеса (справка)

    Марокко остается в числе стран с позитивной динамикой основных макроэкономических показателей, несмотря на серьезное воздействие мирового финансового кризиса и неблагоприятные внешнеэкономические последствия «арабской весны».

    ВВП В 2011г. вырос в реальном исчислении на 4,1% (по паритету покупательской способности превысил 4600 долл. США на душу населения.). В текущем году ожидается аналогичный прирост. Инфляция потребительских цен сохраняется на годовом уровне 1 %. Валовые инвестиции в основной капитал увеличились на 4,2% в 2011 году, а затраты на приобретение оборудования и средств производства – на 2,8%.

    На этом фоне тревожной выглядит тенденция ускоренного роста дефицита госбюджета (до 5% от ВВП в 2012 году) из-за стремления правительства искусственно удерживать цены на основные продукты питания и энергоносители. По-прежнему угрожающим остается внешнеторговый дефицит (отрицательное внешнеторговое сальдо превышает в стоимостном выражении экспорт).

    При этом Марокко сохраняет инвестиционную привлекательность, прежде всего для инвесторов из Европейского Союза и богатых арабских нефтедобывающих государств.

    К существующим преимуществам Марокко как страны-получателя прямых иностранных инвестиций (ПИИ) относятся, в том числе географическая близость к Европе, развитая транспортная инфраструктура, неплохой уровень логистической инфраструктуры, наличие соглашений о свободной торговле с ЕС и многими странами, относительно стабильный инвестиционный режим, понятные и стабильные правила игры для инвесторов.

    По оценке ведущих рейтинговых агентств у Марокко сохраняется минимальный инвестиционный рейтинг (ВВВ-) при стабильном и позитивном прогнозе. Достигнут заметный прогресс относительно места Марокко в различного рода международных авторитетных рейтингах. В частности, в рейтинге Всемирного Банка (ВБ) применительно к инвестиционному климату Марокко в 2012 году переместилось на 94 место (из 183). В предыдущем рейтинге ВБ страна занимала 114 место. Марокко в этом рейтинге обходит Египет, Иорданию, но значительно уступает Тунису (занимает 46 место).

    Примечательно, что Всемирный Банк при этом включил Марокко в число 10 стран, которые наиболее активно проводят экономические реформы. В индексе конкурентоспособности, который составляет Всемирный экономический форум (ВЭФ), Марокко в 2012 г. занимает 73 место из 142 (годом ранее 75 место из 140).

    В индексе экономической свободы у Марокко 91 место из 179. В знаковом индексе восприятия коррупции Марокко занимает 89 место из 180. В составляемых Всемирным Банком индексах политической стабильности и правового государства у Марокко соответственно 183 и 163 места (из 213). В индексе ВЭФ, посвященном развитию финансовой системы, Марокко находится на 43 месте (из 60) рядом с Турцией. По степени рисков банковской системы Марокко стоит в этом индексе рядом с Россией, Венгрией, Иорданией.

    Важным элементом госполитики по привлечению инвестиций является единый режим господдержки как для национальных так и иностранных инвесторов. По крупным инвестиционным проектам могут заключаться отдельные инвестиционные соглашения с государством. В этих соглашениях предусматриваются различные налоговые льготы, содействие государства в приобретении земельных участков, развитии инфраструктуры, подготовке кадров.

    За период 2000-2010 гг. правительством заключено с инвесторами 313 вышеупомянутых соглашений. Общая сумма инвестиций в рамках проектов по этим соглашениям превышает 357 млрд. дирхамов (около 42 млрд. долл. США по курсу 8,5 дирхамов за 1 долл. США).

    Государственная помощь инвесторам, в том числе иностранным, оказывается через Фонд содействия инвестициям (ФСИ) и Фонд Хассана II для экономического и социального развития.

    ФСИ оплачивает до 20% расходов инвестора на приобретение земельного участка для реализации инвестиционного проекта. Фонд также оплачивает 5% расходов на подвод инженерных коммуникаций (его вклад увеличивается до 10% для проектов в сельском хозяйстве или текстильной промышленности), 20% расходов на профессиональную подготовку кадров для данного инвестпроекта.

    Под действие ФСИ попадают инвестиционные проекты, которые отвечают одному из следующих критериев.

    1. Общая сумма инвестиций в проект равна или превышает 200 млн.дирхамов (или 27 млн.долл.США).

    2. В рамках проекта создаются 250 или более рабочих мест.

    3. Проект реализуется в одном из депрессивных регионов страны.

    4. В рамках проекта обеспечена передача современных технологий.

    5. Реализация проекта способствует сохранению окружающей среды.

    Несмотря на заявленные амбициозные цели, ФСИ пока проявил себя достаточно скромно. За время своего существования это фонд оказал финансовую поддержку лишь 39 проектам на общую сумму 542 млн.дирхамов (66,3 млн.долл. США).

    Что касается Фонда Хассана II, то по его линии оказывается финансовая помощь при приобретении земельных участков, строительстве или приобретении производственных зданий, приобретении нового оборудования для текстильной отрасли.

    Фонд нацелен на финансовую поддержку инвестпроектов, связанных с производством комплектующих для автопрома, электротехнической промышленностью, промышленной переработкой отходов, текстильной и швейной отраслями, нанотехнологиями, биотехнологиями, микроэлектроникой.

    Под действие Фонда подпадают проекты с общей стоимостью свыше 5 млн.дирхамов (более 600 тыс.долл. США). В эту сумму не входят таможенные пошлины и налоги. При этом инвестиции в оборудование по таким проектам должны быть выше 2,5 млн.дирхамов (300 тыс.долл. США).

    Фонд оплачивает 30% расходов инвестора на приобретение производственных зданий при максимальной цене 2000 дирхамов за м2 (без учета налогов). Фонд также компенсирует 10% расходов инвестора на приобретение оборудования. При этом указанные расходы могут совмещаться в рамках одного проекта.

    Максимальная сумма финансового участия Фонда в отдельном проекте составляет не более 10% от общей суммы инвестиций в данный проект и не более 20 млн.дирхамов (2,4 млн.долл. США) на один проект.

    Важную роль в оказании содействия инвесторам на местах играют региональные центры по инвестициям (в стране 16 регионов). Эти госструктуры напрямую подчиняются вали (полпредам-губернаторам) регионов и входят в систему МВД.

    В рамках указанных центров действует система одного окна для быстрого прохождения инвестором необходимых административных процедур. Центры помогают в создании (учреждении) предприятий. Они оказывают инвесторам административную поддержку для получения разрешения от вали на реализацию проекта стоимостью меньше 200 млн.дирхамов (или 27 млн.долл. США).

    Региональные центры проводят предварительную экспертизу инвестпроектов стоимостью свыше 200 млн.дирхамов (или 27 млн.долл.США) и готовят материалы по ним для рассмотрения на правительственной комиссии по инвестициям с целью финансового содействия государства и получения господдержки по таким проектам.

    Центры выступают посредниками при конфликтных ситуациях между инвесторами и госорганами. Сотрудники центров оказывают информационную поддержку инвесторам (по вопросам законодательства, стоимости проекта, подбору промышленных площадок, отраслевым исследованиям рынка). Они отслеживают в режиме реального времени в интересах инвестора процесс получения административных разрешений.

    Центры готовят материалы для рассмотрения на заседаниях региональных комиссий по инвестициям, которые возглавляют вали.

    В частности, региональные комиссии рассматривают просьбы инвесторов о передаче или аренде земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые находятся в государственной собственности.

    Комиссии дают согласие на приобретение сельскохозяйственных угодий за пределами городских территорий, когда покупателями выступают иностранные физические или юридические лица, или компании, уставной капитал которых полностью или частично принадлежит иностранным физическим или юридическим лицам.

    Комиссии дают разрешения на разделение участков в зонах орошения для создания или расширения предприятий несельскохозяйственного профиля. Комиссии имеют право разрешать реализацию инвестпроектов на участках побережья Океана при отсутствии градостроительной документации. Они также уполномочены давать согласие на проекты в особо охраняемых природных зонах.

    Как уже упоминалось выше, в Марокко существует правительственная комиссия по инвестициям. Ее возглавляет председатель правительства. Комиссия одобряет соглашения с инвесторами по проектам, которые требуют финансового участия государства. Она разбирается с проблемами и препятствиями, которые мешают реализации любого инвестиционного проекта на территории страны. Комиссия отслеживает ход реализации одобренных ей инвестиционных проектов.

    Другим важным правительственным органом, связанным с инвестициями, является национальный комитет по инвестиционному климату. Он учрежден в 2009 г. Его также возглавляет председатель правительства.

    Его задачами является упрощение административных процедур, обновление норм хозяйственного права, облегчение условий решения хозяйственных споров, обеспечение реальной конкурентной среды, независимости судебной системы.

    Под эгидой комитета действует правительственный интернет-сайт по противодействию коррупции.

    Специально для работы по улучшению инвестиционного имиджа Марокко и привлечению ПИИ в 2010г. было образовано соответствующее правительственное агентство (марокканское агентство по привлечению инвестиций).

    Агентство занимается продвижением Марокко среди зарубежных инвесторов. На эту деятельность из бюджета ежегодно выделяется порядка 10 млн.евро. Учреждены представительства Агентства в Париже, Милане, Мадриде, Лондоне, Нью-Йорке, Франкфурте-на-Майне, Абу Даби.

    Агентство информирует потенциальных зарубежных инвесторов об инвестиционном климате в Марокко, дает рекомендации по выбору места для инвестиций в стране, помогает иностранным инвесторам в прохождении административных процедур, отслеживает ход реализации проектов с иностранным участием.

    На агентство возложены, кроме того, функции рабочего секретариата правительственной комиссии по инвестициям.

    В прошлом году была образована еще одна государственная структура для привлечения иностранных инвестиций в стратегические проекты в рамках государственно-частного партнерства. Речь идет о марокканском инвестиционном агентстве, которое является по сути госкомпанией в форме ГАО с уставным капиталом в 1 млрд. дирхамов (порядка 118 млн.долл. США).

    Созданная в Марокко система господдержки и привлечения инвесторов, включая иностранных, не остается без внимания международных экспертов. В частности, по оценкам экспертов ОЭСР, инвестиционный климат в Марокко постепенно приближается к стандартам ОЭСР и по многим параметрам близок к лучшим примерам в странах-членах этой авторитетной межправительственной организации.

    Эксперты ОЭСР особо выделяют успехи правительства в поддержке предпринимательства, особенно малого, заметный прогресс в становлении государственно-частного партнерства, успешную реализацию крупных инфраструктурных проектов.

    Иностранные инвесторы, однако, предпочитают сравнивать реальные условия для своего бизнеса, а не только предпринимаемые шаги по улучшению инвестиционного климата в Марокко.

    Применительно к налогообложению Марокко пока серьезно проигрывает другим странам-получателям ПИИ.

    При этом государство идет на определенные налоговые послабления для серьезных инвесторов. В частности, при инвестициях на сумму 200 млн. дирхамов (или 27 млн. долл.США) не взимаются таможенные пошлины и НДС при импорте оборудования, материалов, инструментов, которые необходимы для реализации проекта. Важным условием является требование, чтобы импорт осуществлялся самими инвесторами или непосредственно в их адрес. Эта льгота распространяется и на импорт запчастей, вспомогательного инвентаря.

    Указанные выше послабления действуют только при условии отдельного соглашения между государством и инвестором. Сами вышеупомянутые товары должны быть приобретены и импортированы инвестором в первые три года его деятельности в Марокко.

    Очень важным для иностранного инвестора вопросом является репатриация (перевод) прибыли и других видов дохода.

    По существующему в Марокко режиму валютного контроля иностранный инвестор, как резидент, так и нерезидент, а также марокканские подданные, проживающие за рубежом, свободно переводят за рубеж доход от существующих в стране инвестиций. К доходам от инвестиций относятся дивиденды, доходы от ликвидаций или уступки своих инвестиций (инвестпроектов), прибыль филиалов зарубежных компаний, доходы от сдачи в аренду недвижимости, проценты от предоставленных займов, с текущих банковских счетов деловых партнеров иностранного инвестора.

    Указанные доходы переводятся без ограничений после уплаты налогов с них в Марокко.

    Иностранный инвестор без ограничений производит операции по переводу дохода в валюте либо при ее обмене в Марокко, либо со счета в конвертируемых дирхамах.

    Основным нормативным документом, регулирующим права и обязанности инвестора, включая иностранного, является закон под названием «Хартия инвестора». Этот закон действует с 1995 года. В настоящее время в парламенте обсуждается законопроект, посвященный новой Хартии.

    В действующей Хартии есть положения, непосредственно касающиеся иностранных инвесторов.

    В первую очередь, подчеркивается, что в Марокко действует единый режим для всех инвесторов как национальных так иностранных.

    Тем не менее для иностранцев имеется ряд ограничений. В частности, действуют ряд ограничений для иностранных инвестиций в стратегических отраслях (добыча природных ископаемых, прежде всего фосфатов; некоторые виды услуг, в том числе транспортных; передача электроэнергии и т.д.) Запрещается покупка земель сельскохозяйственного назначения. Разрешается производить эту операцию путем оформления права собственности на марокканского подданного. Другим вариантом является долгосрочная аренда этих земель иностранным инвесторам.

    В нынешней Хартии отдельно прописаны права иностранных инвесторов. Они могут сами создавать компании (предприятия), входить в состав учредителей создаваемого предприятия, вносить свою долю в уставной капитал, приобретать дополнительный выпуск акций существующего предприятия, создавать в Марокко филиал или представительство своего материнского предприятия, создавать или приобретать индивидуальные частные предприятия, приобретать местные ценные бумаги, вносить вклад в материальной форме при осуществлении инвестиций, приобретать недвижимость или права на ее использование, представлять валютные кредиты в рамках действующего законодательства по валютному контролю.

    В новой Хартии предполагается увеличить объем господдержки инвесторов. Прежде всего речь идет о крупных инвестиционных проектах стоимостью в национальной валюте от 2 млрд. дирхамов (240 млн.долл. США) или при валютном эквиваленте стоимостью свыше 1 млрд. дирхамов. К крупным проектам будут отнесены и те, которые предполагают создание минимум 5000 рабочих мест.

    По остальным инвестпроектам, попадающим под режим господдержки, будет снижен минимальный порог. Стоимость таких проектов в национальной валюте начинается от 150 млн. дирхамов, а в валютном эквиваленте от 100 млн. дирхамов. Государство будет компенсировать до 10% затрат на инвестпроект, до 30% расходов инвестора на приобретение земельного участка (сейчас 20%), до 10% расходов на подвод инженерных коммуникаций (сейчас 5%), до 30% расходов на строительные работы. В прежних размерах будут компенсироваться затраты на приобретение оборудования и профессиональную подготовку (соответственно 10% и 20% расходов).

    Для закрепления правовой защиты иностранных инвесторов активно применяется механизм двусторонних и многосторонних отношений о взаимной защите и поощрении инвестиций.

    В настоящее время Марокко имеет 63 подобных соглашения. С Россией соглашение пока не подписано, хотя имеется его согласованный проект.

    В том что касается существующих трудностей для иностранных инвесторов на местном рынке, то их пока остается немало.

    Серьезным остается уровень коррупции. Сохраняются препоны для вхождения на ряд сегментов рынка (железнодорожный транспорт, автодороги, аэропорты, водоснабжение, электроснабжение и т.д.).

    Судебная система далека от совершенства. Сложно получить банковский кредит под инвестпроект (действует очень громоздкая процедура). Действуют ограничения по операциям с землей. Плохо налажен кадастр, что не позволяет иметь полной информации по правам собственности на земельные участки. Негативное влияние на конкурентную среду оказывает теневая экономика.

    Определенные трудности для иностранного инвестора существуют на местном рынке труда. В частности, жестко регулируются увольнение работника, продолжительность рабочего времени. Высокими являются нормы отчислений в разные фонды социального страхования и пенсионного обеспечения. Относительно высокий уровень оплаты труда в сочетании с низкой производительностью мешает Марокко успешно конкурировать с другими государствами Северной Африки в борьбе за привлечение ПИИ.

    В частности, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Марокко законодательно установлен в размере 2246 дирхамов (около 267 долл. США) при официальной 44-часовой рабочей неделе. В Алжире и Тунисе ставка МРОТ почти вдвое ниже, а в Египте почти в 4 раза.

    Несмотря на вышеуказанные трудности, иностранные инвесторы могут рассчитывать на улучшение условий для ведения бизнеса в Марокко. Этому, в частности, способствует новый закон, определяющий порядок создания предприятия. Он вступил в силу 30 июня 2011г.

    Принципиально новым положением этого закона стало снятие каких-либо требований по минимальному размеру уставного капитала. Отныне сами акционеры определяют его размер.

    Согласно этому закону для создания компании (предприятия) нужно вначале получить в региональном центре по инвестициям т.н. негативный сертификат. Он означает, что предполагаемое наименование компании уже не используется кем-либо.

    Необходимо также представить в региональный центр по инвестициям копию национального удостоверения личности (паспорта), устав компании, подтверждения юридического адреса и внесения средств в уставной капитал (даже символическую сумму в 1 дирхам).

    Объявление о регистрации в региональном центре по инвестициям публикуется в печати в течение месяца после самой регистрации.

    Обязательной является постановка на учет в налоговом органе и национальной кассе социального страхования. Средний срок для создания предприятия через указанный региональный центр не превышает 4 календарных дней.

    Существенным подспорьем для защиты прав инвесторов станут арбитражные суды (торговые трибуналы), независимость которых будет усилена в ходе начатой реформы системы правосудия.

    С целью создания в Марокко максимально благоприятных условий для ПИИ активно используется институт свободных экспортных зон. (СЭЗ). В рамках СЭЗ предусматривается освобождение от таможенных пошлин тех товаров, которые не поступают на внутренний рынок. Резиденты СЭЗ освобождаются от налога на прибыль в первые 5 лет своей деятельности. В последующие 10 лет они платят этот налог по ставке 8,75%. Акционеры-нерезиденты не платят налог с дивидендов или с дохода от продажи акций.

    Не облагаются НДС все товары, ввозимые в СЭЗ. Предусмотрена 80% скидка на совокупный подоходный налог резидентов СЭЗ.

    Ярким примером успешного применения этих стимулов является СЭЗ Танжера (существует с 2000г.) За это время там созданы 45 тыс. рабочих мест. В 2012 г.открыта первая очередь крупного автосборочного предприятия «Рено Ниссан» ( годовая плановая мощность 400 тыс. автомобилей, 90% которых предназначены для экспорта).

    Всего в Марокко действуют 840 промышленных предприятий с иностранным участием. На них заняты 162 тысячи человек, в том числе 51 тысяча в текстильной промышленности, 39 тысяч – в электротехнической , 30 тысяч – на предприятиях АПК.

    Основными инвесторами в Марокко является Франция (свыше 44% накопленных ПИИ), Испания (14%), ОАЭ (8%). При этом для Франции и Испании объем их прямых инвестиций в Марокко составляет меньше 1% от всей суммы их зарубежных прямых инвестиций.

    Накопленный объем ПИИ в Марокко составлял на конец 2011г. 378 млрд. дирхамов (порядка 44 млрд. долл. США). Их отраслевое распределение показывает, что на сферу туризма приходится 23%, недвижимость – 21%, телекоммуникации – 16%, промышленность – 14%, банковский сектор – 9%, энергетику и добывающую промышленность-3%, транспорт – 3%.

    В 2011г. приток ПИИ сократился на 35% и составил 25,5 млрд. дирхамов (3 млрд. долл. США).

    Это падение объясняется здесь проблемами в еврозоне и негативным воздействием «арабской весны» на инвесторов.

    Иностранные инвесторы при этом вывели из Марокко в 2011г. порядка 10 млрд. дирхамов (1,18 млрд. долл. США).

    Больше всего ПИИ поступило в 2011г. из Франции, Саудовской Аравии, Испании, ОАЭ. Они были направлены главным образом в недвижимость (51%), промышленность – 17%, сферу туризма -13%.

    Марокко может представлять серьезный интерес для тех представителей российского бизнеса, которые хотели бы всерьез и надолго закрепиться в Африке. С учетом создаваемого в Касабланке международного финансового центра и позиционирования Касабланки как финансовой платформы в регионе Большой Северо-Западной Африки (включает 26 государств с населением 600 млн. человек), российским финансовым структурам было бы полезно «застолбить» здесь свое присутствие.

    Традиционными сферами для иностранцев, в том числе российских инвесторов остаются недвижимость, объекты, связанные с туризмом. В этом направлении перспективным для российского бизнеса представляются объекты т.н. социального туризма (пансионаты, дома отдыха для пенсионеров, инвалидов, молодежи). Наиболее перспективной нишей для вхождения российского бизнеса на местный рынок видится энергетическая, точнее энергосбережение и возобновляемые источники энергии, (ветровая, солнечная). На первых порах сюда могли бы придти энергосервисные компании с российским участием для проведения энергоаудита тех местных предприятий, которых государство будет в ближайшем будущем принудительно переводить на режим энергосбережения.

    Генеральное Консульство России в Касабланке

     

    апрель 2012г.

     


  • О порядке создания иностранцами компаний и представительств в Марокко

    Привлечение иностранного капитала является одним из приоритетных направлений экономического развития Марокко. В последние годы руководство страны активно способствует созданию различных структур в этой области, имеющих консультационные и координационные функции. Основным государственным органом, отвечающим за привлечение иностранного капитала, является Марокканское агентство по развитию и инвестициям. В его функции входит оказание бесплатных консультаций юридическим и физическим лицам, желающим создать компанию или представительство в Марокко.

    На местах также действуют региональные и провинциальные центры по инвестициям. В их функции входит помощь в создании предприятий посредством содействия в этапах его регистрации в административных органах и получении всех необходимых документов для присвоения предприятию полноценного юридического, налогового и социального статуса.

    Регистрация предприятий в Марокко состоит из следующих этапов.

    1. Присвоении названия компании.

    Данный этап является обязательным для предприятий всех юридических форм, кроме ПБЮЛ.

    Необходимо предоставить в Коммерческий регистр при Коммерческом суде заявление с предложением трех различных вариантов названия компании (бланк заявления можно получить в центрах по инвестициям). Помимо заявления также необходимо предоставить загранпаспорт или, в случае если регистрация осуществляется по доверенности, загранпаспорт доверенного лица и фотокопию загранпаспорта доверителя.

    Общая стоимость затрат на этом этапе – около 170 дирхамов (Источник данных: Марокканское агентство по развитию и инвестициям (www.invest.gov.ma)),(1 долл.США = 8,5 марокканских дирхамов по средневзвешенному курсу.).

    Конечным результатом упомянутый процедуры является сертификат об отсутствии идентичного названия у других компаний.

    Следует также иметь в виду, что упомянутый сертификат, не востребованный в Коммерческом регистре более чем в течение одного месяца, автоматически аннулируется. Сертификат, который заявитель забрал из Коммерческого регистра, но не зарегистрировал там в течение 1 года, также автоматически аннулируется.

    2. Принятие устава компании.

    Данный этап является обязательным для предприятий всех юридических форм. За помощью в составлении устава можно обратиться к любому юристу, нотариусу или бухгалтеру. Устав должен быть обязательно легализован в местных органах власти.

    Затраты на данном этапе:

    - легализация в местных органах власти: 20 дирхамов за каждый лист;

    - гонорар специалиста, составляющего устав;

    3. Оформление реестра акционеров.

    Данный документ составляется юристом, нотариусом или бухгалтером и является обязательным только для ОАО и ЗАО. Бланк подписки на акции не требует дополнительной легализации в местных органах власти и затратами на его оформление является лишь гонорар лицу, оформляющему этот документ.

    4. Открытие банковского счета компании.

    На банковском счете компании «замораживается» сумма минимального размера капитала до завершения процесса регистрации компании. Для ОАО и ЗАО сумма минимального капитала составляет 300 000 дирхамов. Для открытия счета на имя компании необходимо предоставить в банк сертификат о присвоении названия компании, загранпаспорта учредителей и подписной бюллетень на акции компании. Для ООО сумма минимального капитала составляет 10 000 дирхам. При этом ООО необходимо предоставить в банк все вышеперечисленные документы кроме реестра акционеров.

    5. Составление деклараций о подписке и оплате акций.

    Данный этап обязателен для ОАО и ЗАО. Как и реестр акционеров данный документ составляется юристом, нотариусом или бухгалтером.

    6. Регистрация юридического адреса фирмы.

    Осуществляется в местной налоговой инспекции. В качестве документа, подтверждающего юридический адрес компании, может выступать право собственности на недвижимость или контракт на аренду помещения. Регистрация осуществляется в местной налоговой инспекции. Взимается сбор – 200 дирхамов.

    7. Регистрация уставного капитала и устава.

    Данный этап обязателен для всех юридических форм предприятий. Регистрация осуществляется в местной налоговой инспекции. Взимается сбор в размере 1,5% от уставного капитала, но не менее 1000 дирхамов.

    8. Получение ИНН и патента на право осуществления коммерческой деятельности.

    Осуществляется в местной налоговой инспекции. Для получения патента необходимо предоставить диплом владельца компании, подтверждающий требуемый уровень компетенции для ведения выбранной компанией деятельности, и документ, подтверждающий право собственности на недвижимость, или контракт на аренду помещения. Сборы на данном этапе в налоговой инспекции не взимаются.
    Недавно марокканские власти отменили взимание ежегодного налога на право осуществления коммерческой деятельности для молодых компаний. Таким образом, в течение первых пяти лет с момента создания компании налоговая инспекция не взимает упомянутый налог.

    9. Регистрация в торговом реестре.

    Данная процедура осуществляется в Коммерческом суде и обязательна для предприятий всех юридических форм. Коммерческий суд также выдает документ под называнием «форма №7». В этом документе перечисляются все кредиты предприятию или отсутствие таковых. Форма №7 является своего рода гарантией для банков-кредиторов, т.к. владелец не имеет право продавать компанию при наличии непогашенных займов. В Коммерческом суде взимаются сборы за регистрацию устава компании – 200 дирхамов и присвоение номера торгового реестра – 150 дирхамов.

    10. Оформление в Национальной кассе социального страхования.

    Данный этап необходим для компаний, которые планируют набирать на работу персонал по трудовому договору. Каждый работник по найму должен быть в обязательном порядке зарегистрирован в упомянутом кассе для последующего начисления пенсионных отчислений.

    11. Официальная публикация о регистрации компании в СМИ или официальном бюллетене.

    При этом для ОАО и ЗАО данная публикация должна выйти два раза: до регистрации в торговом реестре и после регистрации. Для остальных юридических форм предприятий необходима публикация только после регистрации в торговом реестре.

    Процесс создания представительств или филиалов является по своей сути практически аналогичным. Предприятия, имеющие головной офис за рубежом, проходят в Марокко следующие этапы регистрации своих представительств/филиалов.

    1. Получение сертификата о присвоении названия компании.

    2. Регистрация юридического адреса фирмы.

    3. Оформление протокола установленной формы о срочном созыве общего собрания акционеров компании по вопросу о создании представительства/филиала и назначения управляющего им. При этом к управляющему предъявляются два требования: им не должно быть несовершеннолетнее лицо или работник госструктуры. В этой связи управляющий компанией должен предоставить заявление со своей легализованной подписью о том, что он не состоит на государственной службе. Заявление такого рода взимается на основании профессии, указанной в национальном удостоверении личности. Упомянутое заявление в обязательном порядке должны подавать лица, в документах которых фигурируют следующие профессии: администратор, бухгалтер, инженер, техник.

    4. Предоставление в Коммерческий суд сертификата о наличии ИНН материнской компании и ее Устава.

    5. Получение сертификата, подтверждающего действительность существования материнской компании (выдается органами власти страны, где зарегистрирована материнская компания).

    6. Оплата налоговых сборов за регистрацию в марокканском торговом реестре. Осуществляется в Коммерческом суде.

    7. Заполнение специальной анкеты. Анкету можно получить в одном из региональных и провинциальных центров по инвестициям.

    Процедура создания предприятия или представительства не составляет особой сложности. Региональные и провинциальные центры по инвестициям ведут активную работу по упрощению бюрократических процедур, связанных с регистрацией компании. Предложения по упрощению впоследствии представляются на рассмотрение в компетентные органы и правительство. Для предпринимателей, не имеющих достаточно времени самостоятельно заниматься процессом создания предприятия, местные эксперты предлагают услуги создания предприятия «под ключ». Такие услуги оцениваются в среднем в 6000-7000 дирхамов.

    В Марокко достаточно эффективно функционирует механизм защиты прав иностранных инвесторов. Существуют различные международные и двусторонние соглашения о защите инвестиций. Упомянутые соглашения в основном направлены на обеспечение свободного движения капиталов и перевода прибыли за рубеж, урегулирование споров в местных или международных судах (по выбору предпринимателя), а также на избежание двойного налогообложения.

    В целом инвестиционный климат Марокко вполне благоприятный для зарубежных предпринимателей. Для работы в данном направлении в 2009 г. был создан Национальный комитет по инвестиционному климату в Марокко. В настоящий момент его возглавляет премьер-министр А.Бенкиран. Основной его целью является разработка предложений по улучшению деловой среды в стране.

    С учетом вышеуказанного представляется целесообразным рекомендовать российским предпринимателям продвигать свой бизнес в Марокко. Страна имеет большой инвестиционный потенциал, в особенности в сельскохозяйственной и промышленной сферах. Несмотря на испанские, французские, турецкие конкурирующие компании, а также предприятия стран Персидского залива, в стране имеется достаточно перспектив для развития бизнеса российских предпринимателей. Значительным плюсом является и то, что привлечение зарубежных капиталов поощряется со стороны правительства и госструктур.

    ГЕНЕРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬСТВО РОССИИ В КАСАБЛАНКЕ

    май 2013 г.

     


  • O порядке обмена водительских удостоверений в Марокко (Информация)

    В октябре 2010 г. в Марокко вступили в силу новые Правила дорожного движения, согласно которым управление транспортным средством на территории Марокко может осуществляться только при наличии национального водительского удостоверения** (в основном речь идет об управлении автомобилями по категории «В»).

    Нововведения затрагивают как марокканцев, проживающих за рубежом, но планирующих вернуться в страну на ПМЖ, так и резидентов иностранных государств, проживающих на территории Марокко более одного года.

    Следует отметить, что вышеупомянутые категории лиц (а также туристы) имеют право управлять транспортным средством на территории Марокко, используя удостоверения, выданные в иностранных государствах, в течении одного года с даты прибытия. По истечению указанного срока такое удостоверение подлежит обмену, который может быть произведен двумя способами:

    1. Обмен иностранного водительского удостоверения на марокканское без сдачи экзамена.

    Данный способ обмена водительского удостоверения доступен для марокканцев, при предъявлении заполненной по специальному образцу анкеты, национального удостоверения личности и вида на жительства, а также для граждан (подданных) иностранных государств, заключивших с Марокко соглашения о взаимном признании водительских удостоверений, которые позволяют обменять иностранное удостоверение на марокканское в упрощенном порядке. В число таких стран входят: Южная Корея, Франция, Япония, Польша и Румыния.

    2. Обмен иностранного водительского удостоверения, предусматривающий сдачу экзамена.

    В этом случае от заинтересованного лица также потребуется предоставить медицинскую справку о физическом и психическом состоянии здоровья, выданную уполномоченным врачом, оригинал действующего иностранного водительского удостоверения и квитанцию об оплате сбора в размере 450 мар. дирхамов (1 долл. США = 8,5 мар. дирхамов).

    Срок обязательного обмена водительских удостоверений закончился 30 сентября 2011 года.

    Водительские удостоверения подданных (граждан) Бахрейна, Бельгии, Бенина, Египта, Испании, Италии, Иордании, Омана, Португалии, Швейцарии, Сирии, а также стран-членов Союза Арабского Магриба признаются на территории Марокко и обмену не подлежат.

    Вместе с тем, принятые в национальном законодательстве изменения, не затронули сотрудников дипломатических и консульских миссий, а также международных организаций и их представительство, аккредитованных в Марокко. Указанные лица могут управлять транспортными средствами при наличии своих водительских удостоверений в течение всего срока командировки. При этом, по их желанию, эти удостоверения могут быть обменяны на марокканские (в упрощенном порядке).

    ** исключение составляют граждане (подданные) государств, подписавших с Марокко соглашения о взаимном признании водительских удостоверений, а также сотрудники дипломатических, консульских миссий и международных организаций или их представительств.

    ГЕНЕРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬСТВО РОССИИ В КАСАБЛАНКЕ

    Июль 2012 года